Главная страница Восточные города Восточная кухня Восточная культура Галерея Обратная связь

Восточная кухня

Узбекская
Казахская
Таджикская
Туркменская
Киргизская
Каракалпакская

Восточные города

Самарканд
Ташкент
Бухара
Хива
Коканд
Термез

Это интересно!

Усьма у узбеков Узбекское плетение косичек нитями – Жамалак Узбекская сурьма Узбекская тюбетейка Узбекский бешик Блюда, названные в честь людей Секреты узбекской тюбетейки Узорная тесьма – джияк (жияк) Притяжение ТАНАВОР Один день в Хиве На память о сказочной стране

Восточная культура

Культура народов Узбекистана

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКОВ

УЗБЕКСКИЕ ДАСТАНЫ

Одним из наиболее распространенных среди народа жанров фольклора является эпос – дастаны, которые дошли до нас через столетия благодаря устно-поэтической традиции. Бережно сохраненные в веках, их с проникновенностью исполняют поэты и бахши, которые являются выходцами из гущи народа – пастухами и дехканами. Они, естественно, были выразителями мыслей и чаяний трудового народа, его желаний и надежд в своеобразной устно-поэтической форме.

Современные узбекские народные поэты переняли от своих древних предков и не только передают основное содержание и форму произведений устно-поэтического творчества, но и значительно обогащают их созвучно требованиям времени, вносят в них новую струю благодаря творческой импровизации. Наиболее известными в новую эпоху были бережно сохранившие богатое эпическое наследие народные бахши и шаиры Эргаш Джуманбулбуль оглы (1868-1936 гг.), Фазыл Юлдаш оглы (1872-1955 гг.), Мухаммад Джамрад оглы Полкан (1874-1941 гг.), Ислам Назар оглы (1874-1953 гг.), Абдулла шаир Нурали оглы (1870-1975 гг.), Курбан Исмаил оглы (1869-1940 гг.) и др.

В Узбекистане есть ряд знаменитых кишлаков, где с древних времен живет целая плеяда талантливых бахши. Таковым является кишлак Курган Нуратинского района Самаркандской области, где в середине XIX века было более 20 народных сказителей. Из этого кишлака вышел известный бахши Пулкан шаир, наизусть знавший около 70 дастанов. Среди женщин-бахши весьма знаменитой была бабушка Эргаша Джуманбулбуль Тиллакампир. Другим центром создателей эпических произведений был кишлак Лайка Булунгурского района, откуда вышел крупнейший сказитель – бахши Фазыл Юлдаш оглы, принадлежавший к полукочевому племени кырк. Его отец Юлдаш шаир также был бахши. В его репертуаре насчитывалось 43 дастана, большинство из которых записано, а некоторые даже опубликованы.

В последнее время, особенно после обретения Узбекистаном независимости, творчество народных шаиров бурно развивается. Они стали не только заново собирать старые дастаны, но и создавать новые эпические произведения, отвечающие требованиям времени. Появившиеся в новое время сказители Бола бахши (Курбанназар Абдуллаев), Ярлакаб Бекназаров, Эгамберди Алланазаров, Ташмаир Чоршанбе оглы, Атахан Матякубов, Шоберди бахши, Кадыр бахши и другие стали популярны среди народа.

Известно, что дастаны, своеобразно исполняемые бахши, в поэтической форме передают прозаический рассказ под аккомпанемент дутара или рубаба, иногда – гармони (аккордеона). В них переплетаются героическая и лирико-романтическая темы. Большинство узбекских дастанов повествует об историческом прошлом народа. Однако переданные из поколения в поколение через столетия исторические события и образы творчески переосмыслены, поэтически обобщены, типизированы народной фантазией и воспеты устами бахши и шаиров. Специфической особенностью такого подхода является то, что авторы дастанов с целью возвышения героических образов прошлого умело используют элементы мифологии. В качестве яркого примера можно взять узбекский вариант эпоса «Алпамыш». Основную идею сюжета этого замечательного народного эпоса составляет прошедшая суровое испытание большая любовь между богатырем Алпамышем и мужественной Барчиной. Примечательно, что в бессмертных образах героев эпоса высокохудожественно передаются чистая любовь, мужество, братство, верность своему долгу и патриотизм, гуманистические идеалы.

Идейное содержание эпоса отражает особенности быта и образа жизни, общественные и семейные отношения феодально-патриархального типа раннесредневекового периода. В этом замечательном произведении, являющемся важным историко-этнографическим источником, нашли отражение не только образ жизни и семейно-брачные и личностные отношения, но и религиозные представления, традиции и обычаи древних предков – полукочевых узбеков.

В далеком прошлом о борьбе узбекского народа против иноземных захватчиков живо рассказывают более 40 героических и романтических дастанов из цикла «Юсуф и Ахмад», «Маликаи-айяр», «Интизор», «Райхон араб», «Арзигул», «Ширин и Шакар», «Гор оглы» и др. Прекрасные образы устного творчества были широко распространены среди тюркских народов Средней Азии. Во всех эпических произведениях, наряду с признанием положительных качеств народа, с горечью говорится о социальном неравенстве, несправедливости, гнете и насилии, а также выражается безмерное презрение к злодеяниям и всему отрицательному.

Галерея

Ташкент
Самарканд
Бухара
Навои
Хива
Коканд
Термез
Карши
Андижан

Copyright © 2011–2016 VostokCafe.com. Все права защищены.
Полное или частичное копирование и перепечатка материалов сайта
возможна только при наличии активной ссылки на данный сайт.

Условия использования Дизайн сайта — RustamRV


LED Светодиодная подсветка номера Плафон porsche cayenne и VW Touareg | купить аппарат криолиполиз, rf в москве