Главная страница Восточные города Восточная кухня Восточная культура Галерея Обратная связь

Восточная кухня

Узбекская
Казахская
Таджикская
Туркменская
Киргизская
Каракалпакская

Восточные города

Самарканд
Ташкент
Бухара
Хива
Коканд
Термез

Это интересно!

Усьма у узбеков Узбекское плетение косичек нитями – Жамалак Узбекская сурьма Узбекская тюбетейка Узбекский бешик Блюда, названные в честь людей Секреты узбекской тюбетейки Узорная тесьма – джияк (жияк) Притяжение ТАНАВОР Один день в Хиве На память о сказочной стране

Восточная культура

Культура народов Узбекистана

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ, ТРАНСПОРТ И ТОРГОВЛЯ УЗБЕКОВ

СКОТОВОДСТВО УЗБЕКОВ

Узбеки с древнейших времен занимались скотоводством. Однако скотоводческое хозяйство оседлого и полуоседлого населения имело некоторые различия. Поселившиеся в прошлом в Мавераннахре кочевые дашти-кипчакские узбеки, перейдя к полуоседлому образу жизни, продолжали заниматься скотоводством. Потомки таких крупных племен, как конград, лакай, кар лук, турк, считались скотоводами. Весной, после расплода овец, они перегоняли свои стада на горные и холмистые пастбища. Обычно на пастбищах находились женщины и подростки, а мужчины оставались в долине, где занимались земледелием, лишь иногда появляясь на пастбищах, чтобы обеспечить семью продуктами. Выпасу овец полукочевые узбеки отдавали всю душу. Следуя древней традиции, овцеводы сочиняли различные мифы и легенды. По их представлениям, овцы являются райскими животными. До сих пор пастухи имеют свой устав и святого покровителя, который известен под названием "чопаната". Быть пастухом – божий дар, и потому эта профессия весьма почитаема.

В узбекском скотоводстве особое внимание уделялось каракулеводству. Каракулевые овцы паслись в основном на равнинных пастбищах. Ближе к осени, после уборки урожая, стада возвращались с пастбищ в кишлаки, где имелись специальные стойла (қўтонлар). Они паслись вокруг кишлака, затем на ночь их загоняли в стойла. В следующую весну производили первую стрижку овец, а затем стада вновь уже перегоняли на дальние пастбища.

В Южном Узбекистане и соседнем Таджикистане было очень много породистых курдючных баранов. Их пасли в большинстве случаев на горных пастбищах вплоть до середины осени, затем отгоняли в долину, где производили зимнюю стрижку и случку овец. Откормка проходила на близлежащих к кишлаку выгонах и в хлеву.

При экстенсивном ведении хозяйства скотоводству уделялось особое внимание, оно основывалось на многовековом опыте, передававшемся из поколения в поколение. В народе была плеяда знаменитых пастухов. Иногда бедные семьи, объединившись в маленькую общину из 10-15 хозяйств, нанимали одного из известных в кишлаке пастухов и в качестве помощников давали ему 2 – 3 подростков. Труд пастуха оплачивался натурой или деньгами.

В большинстве случаев традиционное скотоводство имело товарный характер. В степных районах было развито каракулеводство, продукция которого поставлялась на рынок. Специальные торговцы собирали каракулевые шкурки через своих агентов, а мясо барашков (барра) продавали на базаре в кишлаке или городе. Мясо барра считалось деликатесом.

Многие узбеки употребляли козлиное мясо, считая его малокалорийным. Из шерсти козла в хозяйстве вили арканы и нить, а из кожи изготавливали мешки для жидкостей – бурдюки. В последние годы в Ферганской долине стали выращивать ангорские породы коз. Эта порода коз обладает высококачественной шерстью, из которой ткут прекрасные ковры и пуховые платки.

В земледелии с давних времен широко пользовались силой рогатого скота, вернее, быков, которые специально выращивались оседлыми земледельцами как рабочий скот и для мяса. В Хорезме в основном употребляли говядину, а в Ферганской и Зарафшанской долинах предпочтение отдавали баранине. На пирах и свадьбах употребляли больше телятины.

В Узбекистане коневодство, овеянное множеством легенд, имеет многовековую историю. Мифические кони воспевались в устном народном творчестве, в преданиях и дастанах поэтов и сказителей. Лошади использовались для верховой езды, запрягались в телеги (арава), то есть в качестве транспортного средства и как рабочий скот. У оседлых узбеков, как и у кочевников, не было табунов, но интерес к породистым лошадям был весьма высок. До сих пор мифические образы коней бытуют не только в легендах и сказаниях, но и в топонимии (Хазарасп – город тысячи лошадей), религиозных представлениях (тотемистические образы, конь пророка Али) и т.д. В Восточной Бухаре у отдельных племен (лакай, марка и др.) были целые табуны лошадей. В Самарканде, Фергане, Коканде и соседних оседлых районах действовали большие лошадиные базары. Местное население в основном выращивало такие породы лошадей, как карабайр, лакай и др.

Узбеки, проживавшие в пустынной и степной зонах, занимались также верблюдоводством, особенно в Бухарской и Кашкадарьинской областях. Верблюдов в основном использовали в качестве вьючного транспорта, иногда на хозяйственных работах, а чаще всего – в караванной торговле. Обычно верблюды паслись в степи без присмотра, ибо они не нуждались в постоянном внимании. Но верблюд давал хозяину шерсть, молоко и мясо. В южных районах Узбекистана в основном содержали одногорбых верблюдов, а в северных преобладали двугорбые породы.

У оседлых узбеков-земледельцев скотоводство было развито слабо, ибо из-за преобладания орошаемых земель не оставалось свободных пастбищных угодий.

В современном узбекском обществе на месте развалившихся колхозов и совхозов появились животноводческие фермы и частные хозяйства (ширкаты), имеющие свою технику и кормовую базу. Однако домашний скот, лошади, верблюды и ослы сохранились во многих индивидуальных хозяйствах. В предгорных и степных районах в крупных хозяйствах, на государственных или частных фермах скотоводство остается приоритетной отраслью земледелия. По возможности скотоводству уделяется внимание и в хлопководческих районах.

В Бухаре, Самарканде, Сурхандарье и Хорезме развито каракулеводство на базе специализированных коллективных хозяйств или ферм. В Ферганской долине в подобных хозяйствах сохранилось традиционное скотоводство. Они пользуются и поныне пастбищами Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. В последние годы стало распространенным и выращивание коз. В Ферганской долине в отдельных хозяйствах стали разводить ангорских коз, а в Наманском тумане – новые виды местных яков.

В оседлых дехканских хозяйствах традиционным занятием является также шелководство. В недавнем прошлом выведением коконов в подсобных хозяйствах занимались только женщины. Местные женщины даже выводили личинки шелкопряда у себя под мышкой. Шелкопряд откармливался в специально переоборудованных жилых помещениях, где поддерживалась соответствующая температура и куда подавался свежий воздух. Так как эти требования не всегда соблюдались, часто шелкопряд не поспевал к сроку, что приводило к появлению недоброкачественных коконов. А предприятия по их переработке были примитивными и потому производили некачественную продукцию. Лишь в последние десятилетия благодаря приобретению новой техники по переработке коконов, устанавливаемой специалистами из Италии и Турции, наблюдаются перемены к лучшему.

Значительные сдвиги в шелководстве произошли после обретения Узбекистаном независимости. Многие хозяйства этой отрасли, опираясь на современные достижения в агротехнике, стали получать ощутимые прибыли. Решающую роль в ведении шелководческого хозяйства и в настоящее время играют узбекские женщины, мужчины же изготавливают соответствующее оборудование для выведения шелкопряда и заготавливают корма из тутовых листьев. Немало сделано для развития шелководства учеными Узбекистана. Сейчас в республике имеются научные центры и специализированные шелководческие предприятия, изготавливающие необходимое оборудование для переработки шелка-сырца.

Таким образом, многовековой исторический опыт узбеков в области земледелия способствовал не только развитию традиционных способов ведения хозяйства, но и, опираясь на современные достижения науки и агротехнические знания, привел к значительным успехам. Благодаря природному таланту и трудолюбию народа в Узбекистане создано вполне современное развитое сельское хозяйство.

В земледелии и других отраслях сельскохозяйственного производства широко используются агротехника, ирригационные сооружения, научно-технические достижения. Благодаря этому Республика Узбекистан вошла в число ведущих агропромышленных стран. Значительное развитие получили экономика и культура, социальные условия жизни сельского населения. Обретение независимости, возвращение земли дехканам в качестве собственности, появление современных фермерских хозяйств создало возможности для дальнейшего повышения благосостояния земледельцев, улучшения их культуры и быта.

Галерея

Ташкент
Самарканд
Бухара
Навои
Хива
Коканд
Термез
Карши
Андижан

Copyright © 2011–2016 VostokCafe.com. Все права защищены.
Полное или частичное копирование и перепечатка материалов сайта
возможна только при наличии активной ссылки на данный сайт.

Условия использования Дизайн сайта — RustamRV