ПИСЬМЕННОСТЬ И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЗБЕКОВ
Главная страница Восточные города Восточная кухня Восточная культура Галерея Обратная связь

Восточная кухня

Узбекская
Казахская
Таджикская
Туркменская
Киргизская
Каракалпакская

Восточные города

Самарканд
Ташкент
Бухара
Хива
Коканд
Термез

Это интересно!

Усьма у узбеков Узбекское плетение косичек нитями – Жамалак Узбекская сурьма Узбекская тюбетейка Узбекский бешик Блюда, названные в честь людей Секреты узбекской тюбетейки Узорная тесьма – джияк (жияк) Притяжение ТАНАВОР Один день в Хиве На память о сказочной стране

Восточная культура

Культура народов Узбекистана

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЗБЕКОВ

ПИСЬМЕННОСТЬ И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЗБЕКОВ

Исторические корни узбекской литературы тесно связаны с образцами письменности и устного народного творчества, созданными предками. Дошедшие до нас самые древние письмена участвовавших в этногенезе узбеков тюркских племен относятся к VI веку, а художественные произведения – к XI веку. Наукой еще не решены проблемы духовного наследия античного периода, и созданные в те времена произведения письменности и образцы народного творчества ждут своих исследователей. К сожалению, дошедшие до нас сотни «немых» исторических памятников, великолепные постройки и предметы еще не дают возможности живо представить характер быта и духовной культуры. Однако возникновение местной письменности арамейского типа в середине 1-го тысячелетия до н.э. и создание священной книги зороастрийцев «Авеста» говорят о сложившейся здесь городской цивилизации.

Проведенные в Узбекистане в последние десятилетия исследования свидетельствуют не только о том, что в 1-м тысячелетии до н.э. здесь жили этносы с высокой культурой, создавшие грандиозные ирригационные и фортификационные сооружения, владевшие тайнами прикладного искусства, но и о том, что они оказали огромное влияние на соседние народы. Как сообщают античные авторы, эти этносы создали не только свою письменность, но и прекрасные разно жанровые произведения народного творчества. Найденные при раскопках древних памятников образцы искусства, где изображены различные мифические фигуры, также свидетельствуют о значительном развитии в то время народной мифологии. Воспетые в жемчужине классической литературы народов Востока «Шахнаме» Фирдоуси легенды и мифические образы не случайно напоминают мифологические сюжеты из «Авесты». Не будет преувеличением сказать, что в этом священном писании зороастрийцев содержится множество сюжетов из сокровищницы народного творчества. Упомянутые в трудах Геродота, Страбона и других древних авторов, в жемчужине мировой литературы – замечательном французском эпосе «Песнь о Роланде» – древнейшие предки узбекского народа, саки-массагеты, согдийцы и бактрийцы, действительно имели богатое народное творчество, элементы которого дошли до наших дней, словно звонкое эхо прошлого.

По утверждению великого русского литературного критика В.Г. Белинского, «народная поэзия тесно связана с его историей, и в поэзии, и в истории воплощено психическое состояние народа, поэтому его историю можно объяснить через поэзию, а поэзию – через историю». Фольклор представляет собой важную часть духовной культуры народа, и потому он выражает историческую действительность и мировоззрение общества под влиянием его эстетических идеалов через художественные образы.

Исторические источники также сообщают, что жившие в VI-V веках до н.э. на территории современного Узбекистана народы были создателями богатого устно-поэтического наследия. Так, например, в узбекских эпических произведениях, дастанах, сохранились элементы эпоса древних саков-массагетов. Некоторые сюжеты узбекского эпоса «Айсулув» напоминают о борьбе масса-гетов во главе с их царицей Томарис против иранских завоевателей, возглавляемых шахон-шахом Киром. В записанном в 1928 году из уст народного поэта Фазыла Юлдаша эпическом героическом эпосе «Рахия и Сухангул» отражены элементы легенды о царице Томарис.

В отдельных записанных узбекскими фольклористами дастанах рассказывается, что на большой территории между Каспием и Сырдарьей была расположена страна, где правил некий царь Зариандр, который влюбился в дочь царя саков Одотиду. Об этой лирической поэме саков повествует милетский автор Харес. В произведениях узбекского народного творчества часто встречаются эпизоды мужественной борьбы героя «Авесты» против разорившего страну страшного дива Ажадаха (вспомним обобщенный образ страшного «аждархо» в узбекских сказках и мифах). Видимо, не случайно в узбекский эпос вошел образ непобедимого и благородного Рустама из мифологии саков.

Согласно исследованиям знаменитого востоковеда В.В. Бартольда, автор «Шахнаме» Фирдоуси при написании своей бессмертной поэмы использовал рассказ одного дехканина, проживавшего среди согдийцев и саков вокруг Чача (Ташкента). Древние истоки многих узбекских дастанов можно найти в таких лирических поэмах, как «Ширин и Шакар», где встречаются элементы сюжета о трагической судьбе покинувшего свою страну из-за преследований мачехи и совершившего в скитаниях множество подвигов Сиявуша. Примечательно, по утверждению археологов, что этот образ нашел отражение в образцах изобразительного искусства, найденных во многих памятниках. Известный историк X века Наршахи также сообщает, что в средневековой Бухаре слагали песни, посвященные Сиявушу. Не случайно этот образ во многом напоминает образ мифического героя Афросиаба из Турана.

Галерея

Ташкент
Самарканд
Бухара
Навои
Хива
Коканд
Термез
Карши
Андижан

Контакты - remont-gruzavto Контакты ремонт грузовиков

Copyright © 2011–2017 VostokCafe.com. Все права защищены.
Полное или частичное копирование и перепечатка материалов сайта
возможна только при наличии активной ссылки на данный сайт.

Условия использования Дизайн сайта — RustamRV