Культура народов Узбекистана
Главная страница Восточные города Восточная кухня Восточная культура Галерея Обратная связь

Восточная кухня

Узбекская
Казахская
Таджикская
Туркменская
Киргизская
Каракалпакская

Восточные города

Самарканд
Ташкент
Бухара
Хива
Коканд
Термез

Это интересно!

Усьма у узбеков Узбекское плетение косичек нитями – Жамалак Узбекская сурьма Узбекская тюбетейка Узбекский бешик Блюда, названные в честь людей Секреты узбекской тюбетейки Узорная тесьма – джияк (жияк) Притяжение ТАНАВОР Один день в Хиве На память о сказочной стране

Восточная культура

Культура народов Узбекистана

Входящий в группу среднеазиатских республик современный Узбекистан по своему этническому составу и этнокультурным традициям представляет весьма сложную картину. Находясь в последние три-четыре тысячелетия на перекрестке многочисленных этнических миграций, крупных и малых социально-политических событий, Узбекистан всегда был в центре внимания соседних государств. Поэтому изучение особенностей образа жизни, быта и культуры коренного населения этой независимой республики имеет огромное научно-практическое и политическое значение.

В антропологическом отношении узбеки представляют собой смешанный тип, включающий в основном европеоидные и частично монголоидные компоненты. Специалисты относят узбеков к южному европеоидному типу, выделяя их в особую группу под названием «типы Среднеазиатского междуречья». Монголоидные черты меньше всего сохранились среди городского населения древнеземледельческих оазисов, значительная примесь монголоидности наблюдается у потомков бывших полукочевых узбеков, связанных своим происхождением с племенами, переселившимися в Мавераннахр в XVI-XVII веках. Этногенетические процессы среди узбеков протекали в тесном взаимодействии с различными этносами древнейшего населения Среднеазиатского междуречья – согдийцами, хорезмийцами, бактрийцами, сако-массагетскими и другими племенами.

Узбекский письменный и разговорный язык входит в состав западной ветви тюркской группы языков, появившейся на основе карлукско-кипчакского и огузского наречий. Он сложился из многодиалектного разговорного языка разноплеменных групп, участвовавших в формировании узбекского народа в течение столетий.

Литературный язык окончательно сложился в период существования государства великих хорезмшахов и темуридов. Его расцвет связан с творчеством основоположника узбекской классической литературы Алишера Навои, Захириддина Мухаммада Бабура, Мухаммада Салиха и других поэтов и мыслителей. Завершение процесса формирования узбекского литературного языка тесно связано с формированием национального самосознания народа. Последнее, в свою очередь, обусловлено процессом формирования узбекской национальной государственности, происходившего после национального размежевания Средней Азии в 1924 г. До этого момента, как отмечают некоторые исследователи, национальным самосознанием обладала только определенная прослойка городского населения, главным образом местной интеллигенции, купечества, духовенства, и правящая верхушка. Так как советская власть испытывала недоверие и даже враждебность по отношению к этим социальным слоям населения, предстояло ускоренно сформировать национальное самосознание широкой массы населения, внедрить этноним «узбек», т.е. дать представление о себе как о нации, имеющей свой родной язык, культуру и историю. По мнению отдельных авторов, это возможно было осуществить путем кодификации узбекского языка и разработки национальных символов, а также их распространения по всей территории республики, что предполагало поголовную грамотность населения. Эта цель была достигнута в результате осуществленной советской властью культурной революции.

Опорными диалектами современного узбекского литературного языка являются ташкентская и ферганская группы говоров. Сохранив исторически сложившиеся словарный фонд и лексические нормы, узбекский язык постоянно обогащается лексикой из различных диалектов и народных говоров. Благотворное влияние на язык оказывают научно-технический прогресс и коренные изменения в социально-экономической и культурной жизни узбекского народа после образования независимого суверенного государства.

После октябрьского переворота, в годы советской власти, в Узбекистане происходят определенные изменения не только в социально-экономической и культурной областях, но и в образе жизни, мировоззрении узбеков, наблюдается тенденция секуляризации в семейно-бытовых и межэтнических отношениях. После обретения независимости, благодаря проводимым в последние десятилетия широкомасштабным мероприятиям, всесторонним реформам на пути демократизации и создания гражданского общества во всех сферах жизнедеятельности узбекского народа происходят глубокие изменения.

Несомненно, совершенствование личности в значительной степени зависит от ее свободы, твердых убеждений, уверенности в себе и своем завтрашнем дне, сознательности, политической и правовой культуры, в широком смысле – от ее многогранной и активной творческой деятельности. У узбеков есть поговорка: "Не имеющий надежды – подобен сатане" ("ноумид шайтон"). Исторический опыт показал, что свои благие намерения человек может осуществить, прежде всего, через честный груд и активное творчество, но для этого личность должна быть свободной – без этого невозможен прогресс общества. Свободный человек стремится определить свое место в обществе, опираясь на собственные разум, способности и силы. Однако среди людей встречаются такие безвольные и слабые, которые пасуют перед жизненными трудностями. Именно к таким, слабым и беспомощным, прилипает вся грязь. В народе есть такое выражение: "К тощему коню грязи больше прилипает" ("ари отга чанг юқор"). Свои нечестные намерения такие люди особенно ярко проявляют в поворотные моменты общественного развития.

Наша молодая независимая республика вступила в период создания нового демократического общества. Этот сложный переходный процесс проходит в непростой обстановке как в социально-экономическом, так и в духовном отношении. После развала Советского Союза почти во всех частях расчлененной страны наблюдаются не только экономическое и духовное падение, насилие и социально-политическое противоборство, местами кровопролитие и разруха. К сожалению, в переходный период на мутной волне всплыли коррумпированные элементы и другие силы, мешающие нормальному развитию независимых республик. Но "собака лает – караван идет", – гласит народная поговорка. Преодолевая трудности переходного периода, республики Центральной Азии, в том числе Узбекистан, твердой поступью идут по пути создания демократического гражданского общества. Ростки нового видны всюду, особенно в столице – Ташкенте и центрах вилоятов.

В такой сложный период государство должно продемонстрировать свою силу на пути не только преобразования страны, но и духовного возрождения народа, не должно допустить, чтобы была нарушена наша стабильность. Как сказал президент республики Ислам Каримов, принятые в республике Конституция и целый ряд основополагающих законов служат мощной юридической гарантией демократизации всех сфер жизни, необратимости процессов обновления нашего общества и сотрудничества со многими странами мира, которые видят в Узбекистане своего надежного и перспективного партнера.

Возрождение духовных ценностей наше государство рассматривает как органический, естественный процесс роста национального самосознания, возвращения к духовным истокам народа, его корням. Ибо ни одно общество, как справедливо замечает Ислам Каримов, не может видеть свою перспективу без развития и укрепления духовного потенциала, духовных и нравственных ценностей в сознании людей. Враждебные силы, выступающие против независимости нашей республики, свободы, демократии и духовности, разжигающие национальную и религиозную рознь, пропагандирующие войну и насилие, должны быть объявлены вне закона и понести соответствующее наказание. Не случайно в нашей Конституции особое внимание уделяется свободе личности, ее правам и гражданским обязанностям. Несомненно, в современный сложный переходный период некоторые направления общественного развития могут отклоняться от главного пути социального прогресса. Но именно в такой обстановке проходят испытание характер, воля и сила убеждений народа и каждой личности. Совершенно ясно, что Узбекистан твердо стоит на пути создания демократического гражданского общества. Героический, трудолюбивый, талантливый узбекский народ на пути создания своего светлого будущего преодолеет любые трудности и построит гражданское демократическое общество, основанное на достижениях современной цивилизации.

Несомненно, развитие национального духа, общественного сознания, семейно-быговой и культурной жизни непосредственно связано со свободой и волей самого народа, а также устройством государства, отвечающим требованиям времени. Обретение республикой независимости позволило достаточно просвещенному, достигшему современных высот науки, образования и культуры узбекскому народу открыть новые горизонты и возможности социального прогресса. Он уверенной поступью идет путем дальнейшего совершенствования общественной, социальной, экономической и культурной жизни, опираясь на идеологию независимости.

Начавшееся благодаря независимости государственное строительство в нашей стране не только должно опираться на общечеловеческие ценности и политико-правовые учения, но и осуществляться на основе накопленного веками уникального духовного наследия. Мы теперь сами, воспринимая накопленный в передовых странах опыт политического управления государством, можем восстановить прошедшие испытание временем и присущие только узбекскому национальному менталитету традиции государственного устройства, общепринятые законы и нормы с учетом национальной культуры и духовности. Особенно необходимо всесторонне изучить и претворить в жизнь такие древнейшие традиции, как высокая нравственность и благовоспитанность, добрососедство, взаимопомощь и самоуправление, опираясь на законы обычного права (адат) и силу общественного мнения в регулировании семейно-бытовых и межличностных отношений. Возрождение духовно-нравственных и правовых норм общественных и семейно-бытовых отношений, несомненно, будет способствовать не только укреплению независимости, но и дальнейшему социальному прогрессу страны.

Следует особо подчеркнуть, что будущее узбекского народа, его современное развитие тесно связано с историческим прошлым. Один из мыслителей прошлого сказал: «Не зная прошлого, нельзя понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Общечеловеческие ценности и национальное самосознание формируются на основе многовекового опыта и уроков истории. В настоящее время прогресс общества зависит от понимания каждой личностью своего долга, чувства национальной гордости и преданности идеям независимости, осознания своей ответственности перед современниками. Поэтому без глубокого научного изучения прошлого и современного состояния узбекского народа, его этнического облика, хозяйственно-культурных особенностей, материальной и духовной, общественной и семейно-бытовой жизни невозможно правильно определить пути дальнейшего развития общества.

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в своем интервью газете «Фидокор» сказал: «Создаваемое нами новое общество опирается на высокие духовно-нравственные ценности... Главными целями духовного обновления общества являются благополучие и развитие страны, достижение народом свободы и благосостояния, всестороннее развитие личности, межнациональное согласие, воспитание религиозной терпимости...». По его определению, ныне самой актуальной задачей является формирование научно-теоретических основ этих процессов, раскрытие их новых граней. Следовательно, достигшая своей независимости, четко определившая свой путь развития и собственную судьбу, республика Узбекистан, уверенно став на рельсы прогресса, стремится познать сложную историю своего народа, возродить духовные ценности и на основе роста национального самосознания обеспечить духовное совершенство и социальный прогресс.

Независимая Республика Узбекистан твердой поступью идет к своему светлому будущему. Появление нового поколения творческой интеллигенции, мыслящей новыми категориями, основанными на идеологии независимости и рыночных отношениях, отказавшегося от однобокости и узости, старых застывших догм, является залогом духовного возрождения и бурного развития страны. Важнейший фактор избранного нами пути развития – постепенный переход к цивилизованному гражданскому обществу, базирующемуся на рыночных отношениях и демократических принципах. Содержание и смысл этого пути – достижение благосостояния, обеспечение для народа достойных условий жизни, безопасность, стабильность и устойчивость дальнейшего развития.

Галерея

Ташкент
Самарканд
Бухара
Навои
Хива
Коканд
Термез
Карши
Андижан

Copyright © 2011–2017 VostokCafe.com. Все права защищены.
Полное или частичное копирование и перепечатка материалов сайта
возможна только при наличии активной ссылки на данный сайт.

Условия использования Дизайн сайта — RustamRV