Главная страница Восточные города Восточная кухня Восточная культура Галерея Обратная связь

Восточная кухня

Узбекская
Казахская
Таджикская
Туркменская
Киргизская
Каракалпакская

Восточные города

Самарканд
Ташкент
Бухара
Хива
Коканд
Термез

Это интересно!

Усьма у узбеков Узбекское плетение косичек нитями – Жамалак Узбекская сурьма Узбекская тюбетейка Узбекский бешик Блюда, названные в честь людей Секреты узбекской тюбетейки Узорная тесьма – джияк (жияк) Притяжение ТАНАВОР Один день в Хиве На память о сказочной стране

Остекление балконов цена на ekobalcon.ru.

Восточная культура

Культура народов Узбекистана

НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКОВ

ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКОВ

Особое место в народном зодчестве Узбекистана занимает изготовление разноцветной изразцовой керамической плитки (кошин) и различных предметов домашнего обихода, покрытых глазурованным орнаментом. Древние традиции этой отрасли прикладного искусства с ее богатой и тонкой орнаментикой воплотились в повседневно используемых гончарных глазурованных изделиях, поражавших воображение далеких и близких этносов. По сей день применяемые в строительстве в виде мозаики и майолики керамические плиты придают неповторимую красоту мечетям и медресе, караван-сараям и гробницам в Бухаре, Самарканде, Хиве, Ташкенте, Коканде и других городах. К концу XIX века эта отрасль переживала кризис, но впоследствии, в советское время, а особенно после обретения республикой независимости, внимание к ней возрастает. Реставрационные работы на памятниках старины и возрождение производства цветной керамики способствуют повышению потребности в изразцовой глазурованной плитке.

Узбекские гончары, развивая вековые традиции производства художественной керамики в отдельных районах, не только специализировались по некоторым видам домашней утвари, но и создали свои школы. Наносимые на посуду орнаменты в основном изготовлены в стилях калам, чизма и харрожи, иногда смешанном.

Гончарное дело развито в Узбекистане повсюду. Однако, как уже отмечалось, производством художественной керамики славились крупные древние центры в Риштане, Гиждуване, Шахрисабзе, Хиве, Самарканде, Ташкенте. Например, глазурованные изделия риштанских керамистов отличались нежным и сложным орнаментом, колоритом, преимущественно переливающимися сине-зеленым, кобальтовым и бирюзовым цветом. Радуют глаз богатством цвета и многослойностью орнаментов изготовленные в стиле калами гиждуванские гончарные изделия. В них выделяются присущие стилю калами орнаменты: на темно-коричневом фоне несколько слоев зеленого, густо-желтого и синего цвета, а также орнаменты темно-красного цвета. Современные шахрисабзские мастера раскрашивают свою керамическую посуду крупным орнаментом желтого и красноватого цвета на фоне темно-красного, иногда покрывают ее синей глазурью. Самаркандские гончары украшали свои изделия большими декоративными шести- или восьмиконечными звездами, плавным растительным орнаментом. У ташкентских керамистов различалось два вида гончарных изделий: одни, старого типа, имели орнамент волнообразной формы зеленого, желтого и коричневого цвета; другие, современного типа, – гравированные по краям, с мелким растительным орнаментом и полихромией раскраской, нанесенной на светлый фон. Ферганские гончары наносят на посуду белый, красный, зеленый, желтый и другие цвета и разрисовывают белый фон разноцветным геометрическим или растительным точечным орнаментом.

Самым древним центром гончарного производства является Хорезм, который отличается широким ассортиментом керамических изделий, особенно домашней посуды – бадьи и лаганы, а также сосуды для воды (хумы, куза) и т.д. Посуда покрывалась в основном разнообразным геометрическим и растительным орнаментом темно-зеленого, бирюзового, белого и синего цвета. Узбекские гончары издревле изготавливали керамические черпаки для чигирей (дигир), светильники, свистульки и другие детские игрушки.

Производство фарфоровых изделий (чиннисозлик) появляется в Узбекистане в средние века, а широкий размах приобретает в последние пятьдесят лет. В начале прошлого столетия фарфоровые заводы появились в Ферганской долине, Андижане, Коканде, Риштане. Однако поначалу, не выдержав конкуренции с российскими фабричными изделиями, они приходят в упадок, и лишь начиная с 1954 года производство фарфора вновь возрождается. Особенно быстрыми темпами оно развивается после обретения независимости, когда производятся не только традиционные изделия, но и широкий ассортимент гончарной и фарфоровой продукции.

Гончарное дело в Узбекистане, как и другие отрасли, декоративно-прикладного искусства, имеет свои особенности, что проявляется в характере сырья, разнообразии орудий и разделении труда. Хотя наименования керамической продукции в основном одинаковы, но все они отличаются своеобразием. Так, риштанские мастера знают более 300 орнаментов.

Среди них выделяются следующие детали узбекских орнаментов: аноргул, қалампир, тож, қаноти мўрг, қўчқароқ (бараньи рога), гули афшон, нон сават, сада, гултожихўроз, мехрабо, зарпечак, булбулзор, туморча, ошпичоқ, оптавагул, чойдиш, четангул, туябўйин, ғўзанаяк, каптарқанот, ошиқча, риштагул, печак ўт, санами, писта, барг, занжира, осма гул, кошингул, чор япрок, гулли гажак и т.д. Все орнаменты дополняют друг друга, вполне законченны и совершенны.

Галерея

Ташкент
Самарканд
Бухара
Навои
Хива
Коканд
Термез
Карши
Андижан

Miracle Glow | Остекление балконов цена на ekobalcon.ru.

Copyright © 2011–2016 VostokCafe.com. Все права защищены.
Полное или частичное копирование и перепечатка материалов сайта
возможна только при наличии активной ссылки на данный сайт.

Условия использования Дизайн сайта — RustamRV


Сэс борьба с клопами в Москве. | Тренинги по бизнесу в москве ссылка.